Сообщение об ошибке

  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).

Г.Жайлаубаева: Образование - один из факторов, способствующих экономическому росту

В статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», подчеркнуто, что мы должны «вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей».

-На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха, - пишет Н.А.Назарбаев.

При этом Президент РК подчеркивает, что каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. 

-В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером, - .отмечает Н.А. Назарбаев. - Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.

Говоря об использовании человеческого потенциала для развития экономики, хочеся отметить, что эффективным считается все то, что в наибольшей мере способствует решению стоящих перед обществом экономических и социальных задач. Эффективность экономики отражает взаимообусловленность затрат общественного труда и получаемого обществом полезного результата в виде материальных благ и услуг.

Государство способно влиять на общий уровень эффективности экономики через ценовую, бюджетно-налоговую, таможенную политики, а также через систему государственных расходов в виде госзаказов или различных форм поддержки. Крайне важное значение имеет социальный эффект для развития экономики. Он выражается в том, что вложения в социальную сферу способствуют повышению уровня знаний и культуры людей, укреплению их здоровья, увеличению свободного времени. Социальная эффективность проявляется также в положительном влиянии увеличивающихся вложений в социальную сферу на функционирование производственных предприятий.

Таким образом, инвестиции в социальную сферу представляют целенаправленное формирование политики человеческого развития, то есть человеческого потенциала, так называемого ресурса «К» (от английского know ledae – знание).

Человеческий потенциал – это возможность приобретения знаний, творческий потенциал, физическое, морально-психологическое и социальное здоровье, духовные качества, способность к мобильности человека, то есть совокупность свойств, способных обеспечивать получение дохода владельцу («носителю») человеческого потенциала и увеличение прибыли предпринимателю. В определенном смысле под «носителем» можно рассматривать как отдельного индивида, предприятие, так и государство в целом. В любом случае рост доходов положительно отражается на уровне государства. 

Носитель человеческого потенциала является и его владельцем, поэтому использование человеческого потенциала контролируется в определенной степени его владельцем. Для формирования человеческого потенциала недостаточно материальных средств, необходимы труд носителя этого потенциала, а также духовные и культурные вложения семьи и общества. Человеческий потенциал нельзя отделить от его владельца, поэтому он менее ликвиден.

Соответствие человеческого потенциала требованиям экономической и научно-технической ситуации позволяет обеспечить эффективность экономики в целом, а также предприятий и организаций. Поэтому на современном этапе важнейшей задачей становится управление процессом инвестирования в развитие человеческого потенциала. Программы социального расходования предполагают разработку комплекса мероприятий по улучшению структуры человеческого потенциала, выявление приоритетных направлений, расчет инвестиционных затрат. Данные инвестиции повышают производительность труда, способствуют устойчивому экономическому росту.

В последнее время ученые разных стран неоднократно предпринимали попытки определить и количественно выразить степень экономической эффективности вложений в развитие человеческого потенциала и на этой основе предложить меры, реализация которых повысила бы коэффициент полезного действия. Стратегическое значение такой задачи очень велико.

Для определения эффективности вложения в развитие человеческого потенциала целесообразно рассчитать эффективность образования на макроуровне (ЭО) и показатели интеллектуалоемкости (Ие) производства в республике за последние годы:

t1 год:   ЭО = 3776,3/ 131,4 = 28,7

t2 год:   ЭО = 4611,9/ 159,7 = 28,9

t3 год:   ЭО = 5542,4/ 185,8 = 29,8

t4 год:   ЭО = 7457,1/ 256,9 = 29,0

Следовательно, по республике происходит увеличение размеров ВНП в расчете на 1 тенге образовательного фонда.

t1 год:   Ие = 131,4/ 3776,3 = 0,0347

t2 год:   Ие = 159,7/ 4611,9 = 0,0346

t3 год:   Ие = 185,8/ 5542,4 = 0,0336

t4 год:   Ие = 256,9/ 7457,1 = 0,0344

Следовательно, на каждую единицу ВНП образовательный фонд снижается. Это является негативной тенденцией для республики, так как для развитых стран характерно увеличение данного показателя в динамике. Это говорит о недостаточном внимании к развитию образовательного потенциала в нашей республике.

Таким образом, в основе концепции человеческого потенциала получило развитие исследование экономической эффективности вложения в сферы образования, исследований и разработок. Полученные в ходе исследования результаты возможно использовать для обоснования затрат на развитие человеческого потенциала.

В соответствии с этим подходом человеческие ресурсы  имеют специфику, например их воспроизводственный оборот в несколько раз превышает  средние сроки оборота основных средств. Экономическая отдача вложения средств в человеческий потенциал имеет некоторые особенности. Так, если основной капитал после его обновления с течением времени неизбежно ждет «износ фондов», то производственная ценность работников со временем наоборот возрастает. По своей величине  человеческий потенциал и вложения в него элементов национального богатства возрастают опережающими темпами.

Проведенные ранее научные исследования убедительно доказали, что человеческий потенциал увеличивает экономический потенциал общества и является одной из объективных предпосылок современного производства, базирующегося на принципах интенсификации, использования достижения науки и техники. В силу сказанного проблемы экономики и образования привлекают все больше внимания на уровне государства, поскольку в огромной степени расширились экономические функции результатов развития человеческого потенциала. В ряде западных стран государство стало крупнейшим предпринимателем, владеет огромными промышленными комплексами и поэтому непосредственно заинтересовано в повышении экономической эффективности инвестиций в человеческие ресурсы.

Вложения в развитие человеческого потенциала позволили сформировать в развитых странах интеллектуальный потенциал, который создал предпосылки развития в этих странах сильного экспортного потенциала с доминированием наукоемкой, высокотехнологичной продукции на основе ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Таким образом, в современных условиях развитие человеческого потенциала обеспечивает экономическую эффективность на различных уровнях: национальном, предприятия, личности. При этом меры, направленные на развитие человеческого потенциала через цепь рыночных взаимодействий неизбежно ведут к экономическому росту в стране

Главным объектом исследований проблем человеческого потенциала является экономика образования. Считается, что инвестиции в образование обеспечивают наибольшую часть от вложений в развитие человеческого потенциала (более 30%) прироста национального дохода. Выигрыш от вложения в образование значительно превышает прибыльность вложений в основной капитал. Именно поэтому в Стратегии «Казахстан-2030» отмечено, что развитие образовательного, духовного потенциала является приоритетной долгосрочной задачей.

В настоящее время республика вступает в новый этап своего развития. И от проведения реформ в социальной сфере зависит благосостояние населения страны и экономический рост. Таким образом, на современном этапе человеческий потенциал является одной из составляющих эффективного развития экономики.

Рассмотрим эффективное использование человеческого потенциала на уровне государства, предприятия и человека, поскольку «носитель» или субъект, вкладывающий ресурсы (финансовые средства, труд) в развитие человеческого потенциала получает доходы от его использования. В связи с этим, использование человеческого потенциала способно принести для страны большие экономические выгоды на уровне государства, предприятия и личности.

Образование, являясь одним из факторов, способствующих экономическому росту, одновременно может вызвать снижение таких негативных явлений как безработица и бедность.

Институциональная безработица в период рыночных преобразований была вызвана тем, что структура профессий, уровень квалификации и другие характеристики рынка отставали от потребности производственной и непроизводственной сфер деятельности.

При этом для предотвращения отрицательного воздействия этих факторов достаточно обеспечить высокий уровень общеобразовательной подготовки рабочей силы.

Экономическая ценность, следовательно, признается не столько за узкой квалификацией, сколько за общими знаниями, навыками мышления, способностями эффективно решать сложные проблемы, позволяющими работнику быстро приспосабливаться к непрерывно меняющимся  условиям экономической и социальной жизни (важна не столько информация, полученная за время учебы, сколько навыки и умение обращаться с нею). Учащимся могут быть предоставлены широкие возможности выбора учебных курсов по их усмотрению. Отсюда – та особая роль, которая отводится сторонниками концепции «человеческого потенциала» его подготовке непосредственно на рабочем месте. Желательными считаются децентрализованные формы управления образованием и «квазирыночные» методы его финансирования.

Медленные темпы демографического роста в большинстве стран означают, что экономический рост будет достигаться главным образом благодаря повышению производительности труда, а не за счет увеличения численности рабочей силы. Производительность работников тесно связана с уровнем капиталовложений, ее можно сделать еще выше благодаря инвестициям в человеческий потенциал посредством развития образования и обучения научно-исследовательской деятельности.

Образование способствует более продуктивному труду каждого отдельного работника, поскольку приобретенные знания делают его способным к такому труду, результаты которого представляют большую ценность и в связи с этим имеют высокую оплату. Образование увеличивает производительность работника на рабочем месте (в единицу времени он производит больше, чем его необученный коллега).

Таким образом, образование как источник экономического роста заключается, во-первых, в повышении научно-образовательного потенциала страны, во-вторых, в увеличении производительности труда во всех отраслях экономики, в-третьих, в получении больших норм отдачи за счет использования достижений научно-технического прогресса.

Охрана труда также является главным фактором повышения производительности труда на предприятиях. Охрана труда - это система правовых, организационных, технических, санитарно-технических мер, направленных на обеспечение безопасности для жизни и здоровья населения. Основное техническое мероприятие по охране труда - конструктивная защита, учитывающая анатомические, психофизиологические данные человека. Вложения в охрану труда являются одним из источников экономического роста.

Производительность труда будет расти благодаря улучшению стимулов к более качественной работе, отдача от инвестиций в охрану труда проявляется в повышении производительности труда на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

Противоречивое влияние научно-технического прогресса на условия труда в большинстве развитых стран вызвало повышение внимания к вопросам охраны труда, привело к постепенному изменению стратегии в этой области – наиболее социально эффективным направлением становится всесторонний учет гигиенических, физиологических, психологических и эстетических требований на стадии научных разработок, проектирования и производства оборудования.

Отдача от развития человеческого потенциала, помимо превращения человека в более продуктивного работника, заключается в развитии в нем «предпринимательских» способностей, преобразует его в более умелого организатора. В данном случае эти способности уже должны вводиться в производственную функцию не как самостоятельный фактор или как качественная характеристика труда, а как переменная, от которой зависит скорость распространения достижений научно-технического прогресса.

Безусловно, предпринимательские способности в большей степени воздействуют на повышение производительности труда, поскольку такой работник преломляет свои знания на рабочем месте. Такой работник может принести предприятию большую выгоду, как в финансовом плане, так и в виде повышения имиджа учреждения через свои внешние связи. Так, например, ученый, занимающийся определенными разработками, имея предпринимательские способности, результаты своего труда, во-первых, может выгодно продать, что в интересах любого учреждения, а во-вторых, повысить рейтинг предприятия.

В рыночных условиях работник с предпринимательскими способностями, занимая руководящую позицию, может использовать свои способности в целях развития предприятия. Такой руководитель, безусловно, будет очень экономно распределять как интеллектуальный потенциал своих кадров, так и материальные ресурсы учреждения.

Таким образом, эффективность работы такого работника связана со способностью принимать правильные решения, а также выражается в умении критически оценивать поступающую информацию и на этой основе сознательно перераспределять свои материальные ресурсы и ресурсы своего времени в соответствии с изменившимися условиями.

В соответствии со сказанным особенность человеческого потенциала состоит не только в том, чтобы накапливать уже имеющиеся «старые» знания и навыки, но и в том, чтобы передавать учащимся и повышать способность к восприятию и использованию на практике новых научных идей, новых технических орудий, новых методов производства.

Образовательный потенциал, как полагают ученые, сокращает временной лаг между открытием и его всеобщим применением, или другими словами укорачивает разрыв между теоретическим и практическим уровнем развития технологий.

Кроме того, лица с высоким интеллектуальным потенциалом быстрее ориентируются в изменениях, происходящих в области науки и техники. Такие люди первыми внедряют продукцию «ноу-хау» в своей производственной и потребительской деятельности.

Образование развивает в работнике новаторские способности, делает его более изобретательным и инициативным, это также должно содействовать ускорению технического прогресса. Ускоряя же темпы развития науки и техники, образование тем самым повышает общественную производительную силу труда.

В силу того, что высококвалифицированные кадры эффективнее приспосабливаются к модифицирующимся условиям производства, повышается адаптационный потенциал экономики. Немаловажно, что вследствие быстрого внедрения последних достижений науки и техники выигрывают не только производители, но, в известной степени, и экономика в целом.

Таким образом, до всех производителей и потребителей новации начинают доходить быстрее. Сокращая дорогу от открытия до его практического освоения, образование повышает общественную производительность труда, стимулирует экономический рост.

 В последнее время довольно активно стал разрабатываться вопрос о взаимодействии между квалификацией, развитием науки и техники и экономическим ростом.

В течение последнего десятилетия XX века произошли изменения в отраслевой структуре мирового хозяйства. В частности, происходит последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей (которые доминировали в структуре мировой торговли) к капитало - и материалоемким отраслям (металлургия, химическая промышленность), и, безусловно, к наукоемким отраслям, выпускающим продукцию на основе высоких технологий. Безусловно, образование может увеличивать не только скорость, с которой распространяются достижения НТП, но и скорость, с которой совершаются научные открытия, то есть  повышается темп научно-технического прогресса.

В Республике Казахстан использование человеческого потенциала для развития экономики заключается в стабилизации и развитии промышленного производства, которое в свою очередь может быть достигнуто путем реализации следующих основных направлений:

Во-первых, ростом производства и ускоренным развитием обрабатывающей промышленности, повышением платежеспособного спроса.

Во-вторых, развитием экспортоориентированных производств в условиях колебаний конъюнктуры мирового рынка продукции традиционного казахстанского экспорта.

Развитие рыночных отношений в Казахстане вызвало необходимость адекватной перестройки информационного обеспечения. В то же время на сегодня в республике недостаточно развит рынок информационных продуктов и услуг, поскольку в области информатизации слабо развита инфраструктура распространения информации, невелика прослойка специалистов, работающих в информационной сфере.

Таким образом, дальнейшее развитие науки и техники сейчас уже немыслимо без высокообразованных кадров ученых, инженеров и техников. Они служат поставщиками новых идей, от них во многом зависит практическая реализация сделанных открытий. Образование, следовательно, выступает как необходимая предпосылка, как один из двигателей научно-технического прогресса и экономического развития стран.

Существуют значительные блага при рентабельном использовании человеческого потенциала и на уровне личности. Прежде всего, рост отдачи от образования выражается  в повышении заработной платы. Отдача от образования главным образом видится в неравенстве заработной платы среди работников с высшим и средним образованием.

Так, в странах Центральной и Восточной Европы отдача от образования росла очень высокими темпами. Разница в заработной плате работников с высшим и средним образованием в некоторых странах, заметно продвинувшихся на пути реформ, в последнее время выросла почти вдвое. Польша служит удачным примером: до начала реформ работник с высшим образованием зарабатывал на 35% больше, чем работник со средним образованием. В настоящее время разница в заработной плате выросла до 75%. В результате столь быстрой корректировки отдача от образования в рассматриваемых странах в настоящее время соответствует показателям, характерным для развитых рыночных стран.

При повышении образовательного потенциала значительно активизируется территориальная и профессиональная  мобильность. Развитие человека как личности, общее повышение уровня образования и культуры, наличие определенного уровня квалификации ведут к оценке своих возможностей, к пересмотру своих позиций. Образованный человек, развивая свои умения и навыки, находится в постоянном поиске, с одной стороны, более интересной работы, а с другой, возможности к переходу к более высокооплачиваемой работы. В связи с этим активизируется территориальная и профессиональная мобильность.

При этом в рамках государства необходимость оптимизации человеческих ресурсов и территориального разделения общественного труда является существенным фактором повышения экономической эффективности производства. Тем более, что в современных условиях возрастают проблемы усиления урбанизации, сосредоточения основной массы населения в крупных городах-мегаполисах.

Образованные люди первыми реагируют на появление новых товаров, рациональнее строят свой бюджет, то есть повышается активность потребительской деятельности безусловно, человек с высоким уровнем квалификации, получая более высокую оплату за свой труд, проявляет большую активность в своей ежедневной потребительской деятельности. Естественно, что такие люди, обладая обширными знаниями, первыми реагируют на появление новых товаров. Приобретенные знания позволяют сравнить качество новой продукции со старой, а также соответствие качества товара его цене. Поэтому высокий уровень образовательного потенциала позволяет, учитывая все характеристики, рациональнее строить свой бюджет. На макроуровне это выражается в увеличении совокупного спроса. Одновременно открывается доступ к новым культурным ценностям, более содержательным и разнообразным становится отдых. образованные люди имеют более высокий уровень жизни, следовательно, они могут обеспечить себе выезд в другие страны для совершенствования культурно-мировоззренческих ценностей.

Интеллектуально развитые люди, как правило, обладают значительным опытом, знаниями, культурой, для них характерны такие качества как любознательность, способность к познанию, терпимость, что предполагает постоянный поиск нового как в отдыхе, в ощущениях, так и в необходимости развития новых культурных ценностей. При увеличении уровня образования значительно улучшается состояние здоровья, сокращается заболеваемость и смертность.

На уровне личности вложение инвестиций в здоровье предполагает создание условий для интеллектуального и физического развития, а также приобретение определенной профессии или квалификации. Здравоохранение на современном этапе становится все более значимой отраслью социальной сферы, поскольку создает предпосылки для увеличения экономического потенциала общества, посредством повышения производительности труда, увеличения средней продолжительности жизни.

Таким образом, если следовать аналогии с физическим капиталом, то оценку вклада образования в увеличение национального дохода можно определить как самую рентабельную. В этом случае образование выступает как образовательный фактор, как особый вид инвестиций.

Подводя итог можно отметить, что в процессе становления современного общества огромную роль играет человек, являющийся основополагающим фактором развития производительных сил и экономического роста. Данное обстоятельство усиливается в связи с вступлением мировой общественности в эпоху глобализации и новых технологий. И только страны, сумевшие использовать эффективно человеческий потенциал, смогут быстрыми темпами развиваться и опережать другие страны по темпам экономического роста.

Г.Жайлаубаева,

старший преподаватель кафедры экономики и управления

 

Русский

Tags:

× You found a Typo