Сообщение об ошибке

  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).

«Казахстанская правда»: «Продуманный и стратегический шаг»

В республиканской газете «Казахстанская правда» от 10 февраля вышла статья доктора юридических наук, члена Общественного совета МВД РК, заведующего кафедрой уголовного права и уголовного процесса К.Х. Рахимбердина «Продуманный и стратегический шаг» о конституционной реформе.  

Предлагаем текст статьи:

Продуманный и стратегический шаг

Президент Республики Казахстан выступил с инициативой масштабной конституционной реформы, направленной на совершенствование механизма взаимодействия между ветвями государственной власти, повышение роли представительных органов и местного самоуправления, создание надлежащего баланса между госструктурами и институтами гражданского общества.

Предлагаемые Президентом конституционные изменения затрагивают самый различный спектр общест­венных отношений. Так, например, в статье 26 Основного закона предлагается закрепить, что «…не допус­кается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией».

На очевидное увеличение роли Парламента и политических партий, представленных в нем, направлены, в частности, изменения в статье 44 Конституции РК, согласно которым кандидатура Премьер-министра выносится Президентом на рассмотрение Мажилиса Парламента после его консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе. Согласие Мажилиса будет требоваться также для назначения на долж­ность главы Правительства и для освобождения от этой долж­ности. Предлагается также обеспечить участие законодательного органа в определении структуры Кабинета министров, в наз­начении его членов. Таким образом, повышается роль Парламента в формировании Правительства как высшего органа исполнительной власти и в осущест­влении контроля за его деятельностью.

Планируемые изменения Конституции Казахстана в связи с этим предусмат­ривают, что Мажилис и Сенат по инициативе не менее 1/;3 состава депутатов вправе заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам реализации их конституционных полномочий. Это предусматривает функции контроля Парламента за исполнительной властью. Более того, соглас­но предлагаемым дополнениям подпункта 6 статьи 57 Основного закона РК, «палаты Парламента, большинством не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты, вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов республики. В этом случае Президент республики освобождает от должности члена Правительства».

Следовательно, закрепляется императивная норма, обязывающая главу государства освободить министра от должности по инициативе Парламента. Тем самым соз­даются рычаги воздействия Парламента на изменения в составе Правительства.

Исключительно важное положение, связанное с реформаторскими идеями Главы государства, содержится в пункте 2 статьи 64 Конституции РК, в соответствии с которым «Правительство является коллегиальным органом и в своей деятельности ответственно перед Президентом республики, Мажилисом Парламента и Парламентом». Таким образом, формируются юриди­ческие основания осуществления совместного контроля за Правительством со стороны Парламента и Главы государства. Помимо этого, в пункте 1 статьи 70 Конституции РК предлагается положение о том, что «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента респуб­лики».

Конституционная реформа в Республике Казахстан направлена в том числе и на сферу деятельности местной исполнительной власти и представительных органов местного уровня. Об этом свидетельствуют, в частности, планируемые изменения пункта 4 статьи 88 Конституции РК, в соответствии с которой «акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия масли­хатов соответственно областей, городов рес­публиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом законом». Иными словами маслихатам, как представительным органам местного административно-территориального уровня, предоставляется право выступать ключевым звеном в решении воп­росов назначения акимов облас­тей, столицы и городов рес­публиканского значения. Это объективно будет способствовать повышению ответственности этих долж­ностных лиц перед органами народного представительства, а значит – перед населением административно-территориальных образований Казахстана.

Изменения касаются и деятельности прокуратуры. В Конституции предлагается четко установить, что «прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование».

Принципиально важным является то обстоятельство, что планируемые изменения Основного закона «выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента республики при наличии заключения Конституционного совета».

Таким образом, Глава государства опирается на демократические принципы и, в частности, на процедуры всенародного волеизъявления при принятии столь необходимых для будущего Казахстана институциональ­ных решений.

Следует отметить, что инициируемые Президентом преобразования направлены на модернизацию формы правления в Казахстане, ее поступательное, эволюционное развитие. Они определяют контур общественной, политической жизни в стране на ближайшие десятилетия.

Этот продуманный, стратегический шаг Елбасы в конечном счете способствует укреплению основ демократии и благополучия многонационального народа Казахстана.

Куат Рахимбердин, «Казахстанская правда», 10.02.2016

Русский
× You found a Typo