Сообщение об ошибке

  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).

Модернизация общественного сознания: сохранение собственного национального кода

В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12.06. 2017 Глава государства пишет, что «в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода».

В новом тысячелетии человечество, подводя итог прошлому и глядя в будущее, признавая достижения цивилизации, не может не осознавать глобальность экологических проблем и не планировать свою деятельность с учетом необходимости их решения и продвижения по пути устойчивого развития.

Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения.

Вся территория Семейского региона (Семипалатинск) и прилегающие к полигону районы Павлодарской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия. Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения в поколение. Ликвидация этих последствий требует осуществления специальной государственной программы и комплекса мер по лечению, оздоровлению, реабилитации, социальной защите населения и социально-экономическому развитию территории.

На всех этапах своего развития, с древнейших времён до современности, человечество теснейшим образом связано с окружающей его средой - живой и неживой природой. Природа всегда давала и даёт человеку пищу и тепло. Вплоть до самого последнего времени природные ресурсы были основным поставщиком материала для его одежды и жилищ. Естественно, что природные условия, в которых развивалось то или иное общество, оказывали сильнейшее влияние на формирование его культуры и традиций.

В своей статье Глава государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12.06. 2017 писал, что «в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода».

На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, оберегая среду обитания, богатство земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так,  прежний национальный прагматизм обратился в расточительность. На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков.

Многие народы, проживающие в одинаковых природных условиях, могут иметь очень разные миропредставления, религиозные верования, ритуалы и мифологию. Хотя имеются определённые универсальные характеристики религиозных систем и верований, именно их разнообразие и неповторимость представляют первостепенный интерес для науки и общественной практики.

Рассматривая тему природоохранных  традиций, нас  главным образом интересует уровень экологического знания, культурного осмысления окружающей среды как составной части бытовой культуры, находящейся во взаимосвязи с другими аспектами жизни.

Национальная культура степного народа, как и многих других народов, сформировалась под влиянием определяющей жизнь и быт связи человек-природа. Экстремальные условия степных территорий приучили народ степи к подчинению законам среды, в которой он обитал. Именно поэтому национальная культура изначально строилась на таких фундаментальных основах как труд, бережное отношение к природе и разумное природопользование, нравственность и уважением к человеку как носителю народной мудрости, забота о его здоровье.

В степной традиции о природе и человеке и образе их отношений писали и пишут много писателей, поэтов, сказителей, но каждый новый период в истории  с его новыми  проблемами и новыми взглядами требует своего осмысления, казалось бы, уже давно изученных тем. Этого же требует и развитие научного знания.

Традиция взаимодействия с природой степного народа уходит корнями в далёкое прошлое. Для предков природа была вторым домом, они всегда осознавали ценность природы и бережно относились к ней. В то же время она являлась воспитателем и покровителем народа, учила трудолюбию, наблюдательности, помогала выжить в трудных условиях. Весь традиционный образ жизни кочевников определялся спецификой конкретных климатических и природно-географических условий, в которых протекала национальная жизнь.

Для передачи понятия «природа» казахи пользуются словом «жер ана» (в переводе - «мать-земля»). Усваивая народные запреты, предписания экологического характера, степняки становились носителями нравственных устоев жизнедеятельности.

Важным в содержании развития степных народов считались знания, умения и навыки по выполнению разных видов труда, связанных с сельскохозяйственным производством, всецело зависящим от «капризов» природы. Поэтому в процессе усвоения знаний формировался определённый подход к познанию разнообразия природы и объяснению природных явлений. С крестьянским хозяйством связано изучение рельефа земли, ознакомление с флорой и фауной.

Одной из особенностей национальной культуры является наличие у казахского народа  природоохранных традиций, основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Религиозное мировоззрение степняков, как и любого народа, складывалось в течение многих веков.

Другой важной особенностью основ природоохранной культуры казахов является использование общих традиций поклонения объектам природы, совместное почитание которых, как мусульманами, так и христианами, являлось результатом долгого добрососедского сожительства и взаимопроникновения друг в друга этих религий на территории республики. Священные рощи, пещеры находились под коллективной охраной всей общины. Божественное почитание деревьев оберегало их от истребления.  Леса, дававшие человеку почти всё необходимое для жизни, пользовались особым поклонением. Многие деревья, растущие в священных для казахов местах, и по сей день обвешаны лоскутками материи, носовыми платками, лентами, оставленными людьми как память о посещении святого места.

В последнее время всё чаще можно услышать уже прочно вошедшие в наш лексикон фразы: «рациональное природопользование», «природоохранная территория», «экологическое мышление» и т.д.  На первый взгляд может показаться, что это веяние нашего времени, когда человек начал активно охранять ещё не поддавшиеся антропогенному давлению территории и заповедовать объекты природы. Практически у всех народов мира с незапамятных времён существовали природные объекты, имеющие заповедный статус – горы, рощи, пещеры, родники, озёра, отдельные деревья, камни.

Доступ к этим территориям был строго ограничен, в их пределах запрещалась любая хозяйственная деятельность (распашка земли, охота, собирательство и т.д.), а во многих случаях такие объекты охраняла специальная стража, в права которой входило лишить жизни нарушителя. С этими заповедными объектами всегда было связано чувство страха, преклонения перед силами природы, мистического трепета, чем и был им обеспечен высокий уровень защиты в веках.

Кроме того, некоторые объекты природы становились священными просто благодаря своей необыкновенной ландшафтной зрелищности или наличию особого чувства умиротворённости. Такие места использовались для самопознания и размышлений. Святые места почитаемы большинством жителей республики любой национальности.

Все эти мероприятия исходили из принципов традиционной экологической этики: природу нужно любить, и относиться к ней бережно, даже из-за крайней нужды нельзя истреблять всё.

Знакомство с малым жанром устного народного творчества – пословицами и поговорками – расширяет сведения о хозяйственной деятельности казахов, об отношении человека к природе, о явлениях окружающей действительности.

Пословицы и поговорки отражали впечатления народа об окружающей действительности, о трудовой деятельности, о природных факторах, процессах, явлениях, о поведении представителей животного мира. Например такие, как: «Для коня уход важнее корма», «Пастух далеко видит», «Весна – краса жизни», «Осень – закрома жизни», «Прилёт жаворонка – начало весны», «Ветер горы разрушает», «Перед ливнем молния сверкает», «Если гром грохочет, значит, будет дождь»,  «У грохочущего облака мало дождя», «Земля – достояние народа», «Дождь быстро падает, цветок медленно растет» и мн. др.

В усвоении природных законов и правил землепользования определённую роль играли фразеологические аналитические клише: «Насколько поднимется река в пору зимнего солнцестояния, такой высоты (глубины) будет и разлив ледниковой воды в летний месяц», «Луна на ущербе – значит, будет дождь», «Лес на воде растёт», «Лес и дождь – неразлучные братья», «Воду лес рождает», «Зуб зимы камень режет», «Зима тучи (снег) собирает, а лето их доит», «Весна красива – осень богата», «Земля – наш создатель, наша кормилица», «Земля – мать, а животные – её дети», «Земля – источник жизни».

 Формированию эстетического восприятия окружающей действительности служили народные песни. Через песенный жанр уже в раннем возрасте детям прививались морально-эстетические ценности и этические нормы. Воспитание на традициях народного творчества формировало и формирует эстетические представления и понятия, вкусы и чувства развивающейся личности. Поэтому народ умело использовал песни для воспитательных целей, в основу которых легли произведения, воспевающие любовь, трудовую деятельность народа и естественную красоту природы.

Такие песни С. Сейфуллина, как «Түнгі тау ішінде», Абая Кунанбаева стихи о разных периодах года, «Қараңғы түнде тау қалғып», народные песни «Ауылым», «Саржайлау», «Ақбұлақ», «Ертісім» и др. способствовали формированию гармоничной, высоконравственной, культурной личности. Песенный жанр, воспевающий красоту природы, прививал глубокий эстетический вкус и способствовал формированию экологической культуры личности.

Во все времена одним из важнейших факторов культуры являлась природа. Осознавая всю полноту ответственности перед ней, передавали от поколения к поколению уважительное отношение к своему природному окружению, формируя тем самым экологическую культуру своего народа.

Поклонение «святым» объектам природы и связанные с ними культурные традиции и в настоящее время играют главную роль в формировании экологического мышления народов Казахстана.

Экологическая нравственность, или мораль, экологическая этика – эти извечные темы всегда волновали человека осознанно или даже неосознанно. Несмотря на это, на ранних ступенях общественного развития знания законов природы нашли весьма ограниченный характер; тем не менее, всегда предварительно планировались природовосстановительные мероприятия. Анализ традиционной культуры казахов позволяет  утверждать, что этнокультурная специфика и её проявления всецело основывались на экологическом познании, и традиционная экологическая этика так же, как и мораль, играла далеко не второстепенную роль.

На сегодня главная причина экологического кризиса,  возможно кроется не только в отсталых технологиях, мало эффективной природоохранной деятельности и несовершенстве законодательства, но и  в  крайне низкой культуре людей, в частности, экологической.

По мнению ученых-экологов, «сегодня нельзя сказать, что экологическое образование и экологическое просвещение у нас в республике на высоком уровне.  Формирование экологического сознания – это веление времени, потому что проблема экологии носит глобальный характер и экологические проблемы нужно вводить в сознание людей с детского возраста. Сейчас как никогда остро стоит проблема взаимосвязи человека с окружающей средой. Как известно, биосфера находится на последнем пределе своих возможностей. Это требует коренного изменения мировоззрения и образа жизни людей, формирования экологического сознания у широких масс.

Известный педагог М.Н.Скаткин писал, что экологическое воспитание не в переносном, а в прямом смысле – жизненно важная проблема, от решения которой во многом зависит сохранение окружающей среды и здоровья человека.

-Так же, как в целях создания культурной речевой среды каждый педагогический коллектив стремится создать единый речевой режим, - утверждал он, - необходимо создать единый экологический режим.

С этим высказыванием ученого нельзя не согласиться, поскольку формирование экологической культуры у населения почти отсутствует и экологическое сознание у него находится на низком уровне.

В Канаде есть национальные парки, которыми гордятся жители этой страны. Есть и у нас, национальные парки, национальные заповедники, однако на пъедестал национальной гордости поставить народу мешает несовершенство его экологического образования.

Экологическую культуру невозможно формировать без опоры на народную культуру отношений к природе, которая глубже и разносторонне раскрывает  взаимодействия людей между собой, а также между человеком и природой.

Народная культура отношений к природе - настоящая сокровищница точных и проверенных длительным временем знаний о компонентах природы, сложившихся вековых связей между ними, оптимальной среде жизни людей, поддержания ими своего здоровья и разумного отношения к природе в целом. Национальная культура степного народа не является в этом отношении исключением.

Опыт народного воспитания, заключённый в фольклоре, накапливаемый веками и тысячелетиями, был и остаётся важнейшим источником развития природосообразного влияния на природу. «Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя», - пишет в статье своей Н.А. Назарбаев.

На сегодня задача педагогов кафедры экологии и геогарфии ВКГУ – воспитать и подготовить высококвалифицированных специалистов в области географии, экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды,  способных быть носителями национального кода,  раскрыть потенциал населения, подрастающего поколения и привить чувства патротизма к делу охраны природы и сохранения окружающей среды.

Мудро отмечено Елбасы в его стратегии модернизирования современного общества: «Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам».

 

Л.Байжуманова, руководитель штаба «Серпін», 

Ж.Идришева, зав. кафедрой экологии и географии

Русский
× You found a Typo