Сообщение об ошибке

  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).

Музыка и третья модернизация Казахстана

Автор данной статьи – педагог, отдавший более 30 лет музыкальному образованию. Естественно, что его знакомство  со статьей Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» происходило именно сквозь призму музыкально-образовательной  проблематики.

Музыка – один из важнейших и неотъемлемых аспектов бытия человека. Р. Тагор говорил  о ней  как  о таком  начале, которое «связывает человека с «Универсальной Личностью», раскрывает ему его тайны, дает ему возможность почувствовать глубину своего бытия».

Музыка  всегда была выражением богатства человеческой чувственности, беспредельности  человеческого духа, способом осмысления мира,  регуляции различных   жизненных ситуаций и  исцеления человека от душевных и телесных недугов.

Двери в мир открыла песня для тебя.

Песня провожает в землю прах, скорбя.

Песня - вечный спутник радостей земли.

Так внимай ей чутко и цени, любя! – писал Абай.

К сожалению, на сегодняшний день потенциал музыки оценен и реализуется далеко не полностью. Она преимущественно понимается   только как развлечение, украшение серых будней реальности, фоновое сопровождение человеческой жизни, ходовой товар в сфере шоу-бизнеса, что не только существенно измельчает и ограничивает человеческое бытие, но и наносит ему вред.

Широкое распространение массовой культуры в ущерб  достижениям народной и классической музыки – печальная реальность сегодняшнего дня. Выдающийся ученый и общественный деятель А.Д.Сахаров среди угроз цивилизации, таких как всеобщая термоядерная война, катастрофический голод для большей части человечества и других, называл и оглупление в «дурмане» массовой культуры.

По словам видного казахстанского философа Ж. Абдильдина,  гипертрофирование отношения полезности, поставленное на повестку дня буржуазным миром, зачастую переносится и на духовные явления, создавая впечатление, что «от философов, поэтов или композиторов нет никакой пользы».

«В ситуации же переломного времени,  - пишет Ж. Абдильдин, -  когда происходит крушение старых идеалов, человеческих ценностей, когда стоит вопрос о том, что человек может вообще потерять самого себя, погрязнуть в решении ежедневных проблем (хотя это и необходимо), отвернувшись от человеческой сути, - именно в это время человеку особенно нужны и категория красоты, и понятие человечности, и мышление, и разум…Перед человеком в таких условиях особенно злободневно стоит вопрос, как остаться  человеком, как сохранить самого себя, как бороться с бесконечной лавиной повседневности.  Я думаю, что в этот период, чтобы не затеряться в изломах, человеку особенно необходимы культура, философия, поэзия, музыка. Это может звучать парадоксально, но иного пути человечество не знает. Только великие универсальные ценности дают человеку силы быть самим собой, оставаться человеком, не потерять свое достоинство, человечность, что является важнейшим условием выхода из кризисного состояния».

Проблема сегодняшнего дня – сделать культурное музыкальное  достояние  человечества достоянием каждого человека.  Возможность почувствовать глубину своего бытия,  осмыслить мир в его беспредельности и разнообразии, даруемая музыкой,  должна быть доступна  не только тем, кто посещает музыкальные школы, учится в музыкальных училищах и консерваториях,  но и выпускнику любой самой обычной общеобразовательной школы.

В 70-е годы прошлого века о том, чтобы сделать музыку достоянием каждого ребенка,  говорил Д. Кабалевский. Так же, как результатом обучения  детей в школе, должно стать освоение высших достижений человечества в области физики, математики, химии, литературы и т.д., так же выпускники школы должны быть знакомы с высшими достижениями и в области музыкальной  культуры. 

 Музыка – не гарнир, не добавка  к жизни, без которой в случае чего можно и обойтись;  музыка и есть сама  жизнь.  В ней представлены богатство человеческих типов, характеров,  чувств и настроений,  в ней воплощены  закономерности мира, в котором мы живем. И по существу уроки музыки должны стать уроками человековедения, помогая человеку  осмыслить свое «Я» и найти свое  место в жизни.

 Деятельность Д. Кабалевского дала огромный импульс к развитию массового музыкального образования. По всей стране создавались музыкально-педагогические факультеты, готовившие  кадры для общеобразовательных школ. Факультеты эти были многолюдными. Число студентов на одном курсе достигало 80 человек.  

Через 30 лет работы в сфере высшего музыкального образования приходится констатировать печальные изменения.  Уроки музыки в школе сокращены и проводятся теперь не с 1 по 7, а с 1 по 6 класс. Речь идет и вообще об упразднении в школе урока музыки как такового  и замене его неким интегрированным уроком искусства.  Количество государственных грантов на обучение по специальности «Музыкальное образование» с каждым  годом уменьшается. 

Результат – резкое сокращение количества студентов, обучающихся на специальности, и преподавательского состава, превращение факультетов в кафедры, а  в перспективе - и вовсе в музыкальные секции при кафедрах.  Исчезает слой профессионалов, которые готовили выпускников к специфике работы в сфере массового музыкального образования,  да и самой школе музыка, кажется, не так уж и нужна и важна.

Однако знакомство со статьей Главы  государства дало основания с оптимизмом взглянуть на перспективы музыкального образования.

Н.А. Назарбаев много внимания уделяет формированию такой черты, как прагматизм, подразумевающий рациональность, экономность, умеренность в потреблении. Но культивирование прагматизма  в контексте его статьи никоим образом не идет в ущерб развитию гуманитарной мысли и чувственно-эмоциональной сферы человека: «Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее».

Называя одной из важнейших задач изменение общественного сознания,  Президент подчеркивает,  что при этом должны быть  сохранены его основы, культурные коды: «Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены». 

И это значит,  что сохранение  высоких  национальных музыкальных традиций насущно необходимо, поскольку Музыка в Казахстане – это фундамент культуры. Здесь она  всегда понималась как начало, поддерживающее  Жизнь и противостоящее  Смерти. Музыкальность казахов,  пронизанность  всего их быта музыкой   неизменно удивляли и восхищали  путешественников и исследователей степи.

Автор полностью солидарен  с  А. Мухамбетовой, когда она пишет: «Массовое музыкальное образование – это не узкоспециальный вопрос музыкальной педагогики, а вопрос будущего нации. Музыка – мощнейшее средство формирования ребенка: его сознания, характера, ценностных установок, умственных способностей и нравственности».

Как говорит Н.А. Назарбаев о необходимости  восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны, таким же образом необходимо  восстановление традиций массового музыкального образования путем восстановления музыкально-педагогических факультетов в вузах республики.

К задачам  особой важности  Президент РК относит пропаганду  во всем мире  достижений современной казахстанской культуры  и изучение региональной культуры: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».

Восточно-Казахстанская музыкальная культура весьма богата и разнообразна. В нашей области живут и работают прекрасные композиторы – С. Апасова,  О. Юлтыева, Л. Жуманова, У. Жунусов;  исполнители – В. Ткач, А. Нургожина,  А. Мазкенова, О.Орлова; музыканты-педагоги – Л. Паршакова, А. Дузкенова, Е. Ложкина и многие, многие другие. Их имена, опыт должны быть известными  современникам и потомкам.

Кафедра музыкального образования Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова  много делает для развития и  изучения региональной музыкальной культуры – организует концерты восточно-казахстанских композиторов и исполнителей, помогает открытию новых творческих имен, ежегодно организуя областной конкурс-фестиваль «Таланты Востока».

В  музыкально-цифровой студии-лаборатории готовятся  нотные материалы произведений восточно-казахстанских композиторов, звукозаписи выступлений восточно-казахстанских исполнителей.  Региональная музыкальная культура изучается в рамках дипломных исследований студентов.

Эту работу следует углублять.

Специалисты кафедры считают,  что на сегодняшний день насущной необходимостью является воплощение в жизнь проекта «100 лиц восточно-казахстанской музыкальной культуры».  Этот  проект возможно реализовать в форме энциклопедии, снабженной цифровыми аудио- и видеозаписями  произведений и выступлений лучших представителей музыкальной культуры  Восточного Казахстана. И кафедра музыкального образования, располагающая квалифицированными музыковедческими кадрами и современным музыкально-цифровым оборудованием,  готова начать эту работу.

Такая работа станет основой изучения  музыки родного края в средних школах, будучи  лучшей  формой патриотизма, а также препятствием на пути тяжелого песка истории, не давая ему занести  славные имена тех, кто творит нашу музыкальную культуру.

М.Мужчиль, зав. кафедрой музыкального образования

Русский
× You found a Typo