Сообщение об ошибке

  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).
  • Warning: Creating default object from empty value в функции ctools_access_get_loggedin_context() (строка 1411 в файле /var/www/modules/ctools/includes/context.inc).

Т. Болгауов: Пять инициатив Президента РК и возможности образования

Социальные факторы в развитии государств стали особенно актуальными в 21-м веке. Руководство Казахстана первоочередное внимание уделяет социальным факторам, проблемам социального характера и путям их решения. Пять инициатив, выдвинутых президентом  РК Н.А.Назарбаевым, указывают на необходимость усиления работы в этом направлении, как необходимой основы для решения стратегических задач обозначенных в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года, одна из которых это обеспечение нового качества развития.

Третья инициатива касается сферы образования, где обращено внимание на необходимость строительства современных кампусов для студентов и увеличения грантов для поступающих в высшие учебные заведения. Это конкретизация седьмой задачи, поставленной Президентом РК в Послании народу Казахстана 2018 года,  где указано, что «нужно создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов».

Отсюда следует, что поставленная Президентом РК задача увеличения количества грантов для абитуриентов предполагает повышение ответственности образовательной сферы.

Для этого необходимо, во-первых, создать условия для того, чтобы гранты получили те, кто их заработал своим интеллектом и самое главное обеспечить качественное образование отвечающее современному этапу научно-технологической революции; во-вторых, должна быть сформирована структура производства адекватная полученному образованию и востребованная, как со стороны экономики , так и со стороны выпускников вузов.

Задача эта сложная, многоуровневая, требующая решения многих проблем и главная из них - качество образования.  Без их решения не будет эффективности, а, значит, отдачи от вложенных государством средств (в виде грантов) не будет, как говорят экономисты, «бесплатных обедов не бывает».

В рамках этой статьи мы не ставим задачи - дать ответ на поставленные вопросы, но исходя из собственного опыта попытаемся предложить свое видение. Прежде всего, необходимо пересмотреть подходы к структуре образовательных программ - предлагаемые дисциплины, их содержание должны отвечать требованиям современного этапа развития мировой экономики.

В рамках Всемирного экономического форума в Давосе (2017 год) активно обсуждаемой проблемой была новая промышленная революция и ее последствия, чем определяется способность экономик к созданию новой революционной техники, технологий, их развитию и освоению, какие проблемы они принесут, насколько готовы к ним государства.

Одним из главных ее условий является наличие сответствующего уровня специалистов, материальной базы, а в вузах соответствующего уровня преподавателей. Вопрос не праздный, особенно для Казахстана. Каковы пути решения: во-первых, стажировка и обучение преподавателей в востребованных зарубежных учебных заведениях именно по тем специальностям, которые нужны государству, а не как бы как зарубежное образование.

Целенаправленные гранты для конкретных вузов по конкретным направлениям. Во-вторых, необходимо создать условия для широкого доступа к научным (в том числе, к базам данных по экономике) зарубежным сайтам, зарубежным научным журналам  (понятно удовольствие не дешевое, проблему должны решать совместно МОН и вузы), что позволит наиболее продвинутым и подготовленным преподавателям самим быть в русле современных научных течений.

В-третьих, необходимо создание специального центра (института) по переводу лучших зарубежных научных монографий и публикаций (далеко не каждый владеющий английским языком сможет осуществить квалифицированный перевод) и очень жесткий подход к своим публикациям, качество и актуальность которых во многом не отвечают требованиям времени, да и стоят они недешево.

Поскольку сфера моих интересов экономика, несколько соображений в порядке постановки:

1. Многие дисциплины в действующем ГОСО уже не отвечают современным требованиям, имею в виду учебный материал. Современная экономика требует прежде всего не столько умения использовать цифровые технологии (хотя это тоже важно), а сколько владения современными экономико-математическими программами, умения их составлять и использовать, моделировать не только реальные процессы но и предвидеть будущее (особенно в краткосрочном плане, ситуация на рынках очень быстро меняется), использовать современные технологии в экономическом анализе.

В свою очередь, это ставит на повестку дня вопрос о пересмотре списка дисциплин в современных ГОСО и элективных дисциплинах. В них математике для экономистов отведено очень мало кредитов. Сама математика должна быть современая отражающая требования времени, специфику специальности, а не та которая исходит из специфики педагогических дисциплин, нужны дисциплины по программированию и моделированию (что в свою очередь повышает требования к абитуриентам и преподавателям).

2. Специфика современого этапа развития вузов в мире такова, что возрастает их экономическая самостоятельность. Есть концепция университета - 3.0 или Предпринимательского университета, а это означает, что экономику, особенно предпринимательскую, должны знать не только экономисты, но и те же математики, и не только. Это предопределяет необходимость ввода новых дисциплин в учебные планы профильных специальностей. Но здесь мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: имея возможность проектирования учебных планов с учетом современных социальных и рыночных реалий, кафедры до сих пор ориентированы на включение в план как можно больше «своих» дисциплин (причина нехватка часов), тем самым ограничивая свои же возможности (нельзя объять невозможное). Видимо пришла пора изменить подходы к статусу кафедр, они должны быть многопрофильными.

3. Гранты. На протяжении 20-ти с лишним лет Независимости РК на экономические и юридические специальности государственные гранты практически не выделялись, но набор абитуриентов с избытком был всегда (для вузов, и не только, эти специальности были дойной коровой за счет которых они во многом выживали). Если в 2000-е эти специальности считались малозатратными, то сейчас, когда, во-первых, требования к содержанию этих специальностей со стороны работодателей изменились, а, во-вторых, ставится задача внедрения новых технологий и они особенно актуальны именно в экономике, настало время, когда требуется изменить подход к этим специальностям. Государство должно понимать, что настало время выделения грантов для экономистов и юристов (то что было раньше мизер) особенно в свете усиления взаимозависимости между мировыми экономиками и необходимости работы на международных платформах (краудсорсинг и др).

4. Проблема набора абитуриентов в современых условиях для вузов не столько профориентация, (хотя это тоже важно), сколько - современность и качество образования, нынешнее молодое поколение умное и прагматичное, знает что ему надо.

Т. Болгауов,  доцент кафедры экономики и управления

 

Русский
× You found a Typo