На базе научно-образовательного центра «Зияткер» состоялся коуч-семинар «Трансформация профессионального сознания педагога инклюзивного образования».
Данный семинар был подготовлен и проведен специалистами НОЦ «Зияткер» и преподавателями кафедры психологии и коррекционной педагогики.
География участников семинара охватила всю Восточно-Казахстанскую область. В семинаре участвовали представители специальных коррекционных и общеобразовательных учреждений городов Усть-Каменогорска, Семеяа, Риддера, районов нашей области – Уланского и Кокпектинского, а также студенты и магистранты образовательной программы «Дефектология».
В первой части семинара прозвучали выступления педагогов, в которых были освещены основные направления развития инклюзии в образовательных учреждениях ВКО, а также участники семинара были ознакомлены с наиболее успешными практиками в инклюзивном процессе.
Директор КГУ «Школа-интернат «Ақ ниет» для детей с ограниченными возможностями» Светлана Каримуллаевна Кривицкая рассказала об организации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе-интернате. Директор средней школы №26 Жазира Амангельдиевна Мукашева поделилась опытом первых шагов внедрения инклюзивного образования и инклюзивной практики в рамках проекта «Болашак». Учитель начальных классов школа-интернат «Ақ ниет» Бибинур Рахметжановна Мемежинова поделилась уникальными методическими разработками и наглядными пособиями, которые она применяет в учебном процессе с детьми с нарушениями зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата.
Большой интерес вызвало выступление учителя русского языка школы-интерната №4 для слабослышащих детей города Семея Карлыгаш Жагудиновны Каржаубаевой. Педагог выделила основные затруднения слабослышащих школьников в ходе усвоения учебной программы и предложила оптимальные пути решения данных проблем. Представители кабинета психолого-педагогической коррекции города Риддера Елена Александровна Гречишкина и Гульнур Жумаканова Дюсенова выступили с технологией «коучинг» в условиях инклюзивной школы.
Сообщение педагога детского сада «Алтын дән» Гульхат Серікболовны Құрманбаевой осветило практику специализированного детского сада в подготовке детей дошкольного возраста к успешной адаптации ребенка с нарушениями речи к инклюзивному процессу в массовой школе.
Руководитель Аутизм-Центра «Асыл Мирас» Жанар Мухтарбековна Омарова представила практику применения инструмента ABLLS-R как системы оценки навыков для детей с РАС и другими особенностями развития для тестирования и построения индивидуальной программы развития.
Вторая часть семинара состояла из мастер-классов ведущих специалистов-практиков вуза и коррекционных учреждений города и области: «Междисциплинарная команда для инклюзивной образовательной среды» (ведущая мастер-класса - Ирина Константиновна Мацкевич, профессор кафедра психологии и коррекционной педагогики, методист НОЦ «Зияткер»); «Функциональный анализ навыков ребенка» - ведущие мастер-класса специалисты Аутизм-Центра «Асыл Мирас» (Динара Дюсембинова, Айжан Жаманбаева, Назым Ержанова); «Формы и методы работы со слабовидящими детьми на уроках истории» - ведущий мастер-класса (Наталья Геннадьевна Слатина, учитель истории средней школы №15);
«Инклюзивті білім беруде мұғалім мен әр түрлі мамандардың өзара ықпалдастығы - ведущий мастер-класса (Лира Мұхаметкановна Жалаушинова, заместитель директора по учебной работе школы-интернат «Ақ ниет»); «Инклюзивті білім беруді оқу әдістемелік қамтамасыз ету мүмкіндектері» (Гульназ Укметбековна Турарова, старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики); «Луллия шеңбері әдісі арқылы таным процестері шектелген балалардың сөйлеу тілін дамыту» (Нургуль Есимханкызы Байрахметова, педагог-дефектолог детского сада «Алтын дән» для детей с ограниченными возможностями).
Участники каждого мастер-класса сформулировали свои рекомендации, которые были положены в общую резолюцию семинара.
Данный семинар, организаторами которого являются специалисты НОЦ «Зияткер», проводится уже в четвертый раз. И каждый год все больше и больше специалистов принимают участие в работе нашего семинара. Хочется отметить его значение для формирования профессиональных компетенций студентов и магистрантов специальности.
Научно-образовательный центр «Зияткер», кафедра психологии и коррекционной педагогики