Шифр-специальность |
5В010600-Музыкальное образование |
Цели и задачи специальности |
Цели специальности:
- получение полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетентности в области музыкального образования;
- овладение гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами, регулирующими взаимоотношения личности и общества, а также отношения к окружающей действительности;
- воспитание культуры мышления и умений на научной основе организовывать свою трудовую деятельность, овладевать новыми образовательными технологиями;
- определение индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
- продолжение образования обучающимися на последующей ступени высшего профессионального образования – магистратуре.
Задачи специальности – подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационно-управленческой: осуществлять учебно-воспитательную работу в процессе преподавания предмета музыки; организовывать внеклассную воспитательную музыкальную работу и музыкальные кружки по интересам обучающихся; вести культурно-просветительскую деятельность среди детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях различного типа;
- производственно-технологической: применять на уроках музыки эффективные образовательные технологии, выполнять функции классного руководителя, организатора, просветителя, пропагандиста в музыкально-художественной работе со школьниками;
- проектной: проектировать годовые календарные и поурочные планы по предмету «Музыка», ближайшие и перспективные планы организации внеклассной музыкально-художественной работы с обучающимися с учетом общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, проектировать ежегодный индивидуальный план повышения квалификации;
- научно-исследовательской и методической: на научной основе, используя современные информационные и образовательные технологии, организовывать свою педагогическую деятельность; раз в год отслеживать и проводить замеры уровня музыкального развития обучающихся; проводить педагогический эксперимент, исходя из поставленных образовательных и воспитательных задач; выступать с сообщениями в печати или перед педагогической общественностью о результатах в своей педагогической деятельности;
- образовательной: проводить уроки музыки и внеклассные музыкальные занятия, вести педагогический контроль за музыкальным развитием школьников.
- производственно-технологической: применять эффективные методики преподавания предмета, организовывать выступления и концерты своих учеников, заниматься собственной концертной деятельностью; обеспечивать музыкальное воспитание дошкольников развивающими игровыми технологиями; внедрять на предметы искусство и художественной культуры методы, различные виды познавательных дидактических игр, интерактивные методики;
|
Квалификационная характеристика |
Сферы профессиональной деятельности специальности: музыкальное образование школьников. |
Объекты профессиональной деятельности:
- общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии и др.);
- педагогические колледжи, детские музыкальные школы, школы искусств, студии и музыкальные кружки общеобразовательных учреждений всех типов, дошкольные учреждения.
|
Предметы профессиональной деятельности: предмет «Музыка», внеклассная музыкально-воспитательная, организационно-пропагандистская работа в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях и др.). |
Образовательные траектории |
1) «Педагог - организатор музыкально-художественной работы» |
2) «Учитель искусства» |
Уникальность каждой траектории |
1) «Педагог - организатор музыкально-художественной работы»
В рамках данной траектории изучаются дисциплины, ориентированные на изучение современных форм музицирования:
- Современные музыкальные технологии
- Эстрадное пение
- Современная музыкальная культура
|
2) «Учитель искусства»
В рамках данной траектории изучаются дисциплины, дающие возможность приобрести знания в области теории и истории искусства, рассмотреть музыку в широком культурно-историческом контексте в сравнении с другими видами искусства, углубить знания в области хорового искусства, приобрести навыки компьютерной аранжировки:
- Теория и история искусства
- Хороведение
- Основы компьютерной аранжировки
|
Результаты обучения по каждой траектории |
Бакалавр, прошедший подготовку по траектории «Педагог - организатор музыкально-художественной работы» должен:
Знать: историко-теоретические и практические основы музыкально-компьютерных технологий; основы работы с компьютером; нотный редактор FINALE; программу CUBASE;
- основы эстрадного исполнительства; основные понятия, термины, касающиеся эстрадного исполнительства, эстрадные исполнительские приемы; наиболее типичные черты эстрадной музыки; репертуар для работы со школьниками; методику работы над музыкальным произведением;
- жанрово-стилевые направления современной музыки; наиболее ценные для эстетического воспитания молодежи образцы современной музыки.
|
Уметь:
- использовать музыкально-компьютерные технологии в работе с учащимися общеобразовательных школ;
- исполнить эстрадную песню под фонограмму, под собственный аккомпанемент на фортепиано;
- пропагандировать серьезную музыку среди молодежи.
|
Иметь навыки:
- записи фонограммы, создания собственных композиций, создания аранжировок, цифровой звукозаписи;
- певческого голосообразования на основе правильного дыхания, оптимального использования регистров и сознательного регулирования работы артикуляционного аппарата.
- определения на слух произведений современной музыки и их анализа.
|
Бакалавр, прошедший подготовку по траектории «Учитель искусства» должен:
Знать:
- особенности развития искусства и осмысления этих вопросов в искусствоведении.
- закономерности и особенности хорового искусства, типы и виды хоров;
- технические характеристики наиболее распространенных типов музыкального оборудования и комплектующих;
Уметь:
- вести пропаганду высоких образцов мирового искусства.
- подбирать репертуар для хорового коллектива;
- набирать на компьютере и редактировать нотный материал.
Иметь навыки:
- анализа произведений классики мирового искусства.
- репетиционной работы с хором;
- работы в программах: Sound Forge Nuendo и аналогичных им Audio и Midi редакторах.
|
Требования к уровню образованности выпускников данной специальности (на основании Дублинских дескрипторов) |
Знание и понимание: истории, современного состояния и тенденций развития музыкально-педагогического образования; теории, методологии и практики художественно-эстетического воспитания личности;
применение знаний и понимания: применять в педагогической деятельности полученные знания в области музыкального образования при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;
выражение суждений: определять степень и глубину усвоения учащимися программного материала, выявлять и оценивать их индивидуальные музыкальные способности;
коммуникативные способности: доступно объяснять характер и содержание музыки детям; пробуждать и поддерживать к ней познавательный интерес и любовь; обобщать и распространять передовой педагогический опыт;
способности к учебе: быть компетентным в отборе и использовании учебной информации; в выпускаемой специальной литературе; в компьютерной (аудио и видео) продукции по профилю подготовки и смежным вопросам; в опытно-экспериментальной и учебно-методической деятельности. |